1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Красный смех

Краткое содержание рассказа «Красный смех» Андреева

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

На написание данного произведения у автора ушло девять дней. На тот момент он пребывал в состоянии сильнейшего нервного напряжения, доходящего до галлюцинаций. Краткое содержание рассказа Леонида Андреева «Красный смех» позволит увидеть все ужасы войны глазами главного героя, офицера артиллерии. После всего пережитого, он погружается в пучину безумия. Его преследует Красный смех. После его смерти, эстафету перенимает его брат, который в итоге тоже сходит с ума.

Главные герои

  • Рассказчик - от его имени ведется повествование. Офицер артиллерии, испытавший на себе все ужасы войны. Лишился ног в очередном бою. Вернувшись домой не сумел найти себя в реальной жизни. Пробовал писать. Водил пером по бумаге, но руки его не слушались, оставляя вместо букв неразборчивые каракули. Сошел с ума и умер.
  • Родной брат рассказчика - в память о брате решил продолжить его дело, писать об ужасах войны. Убежден, что как и брат, скоро сойдет с ума.
Второстепенные персонажи
  • Красный смех - нечто сюрреалистическое. Сошедшая с ума Земля, у которой не хватило сил оправиться от бесконечных войн, сотрясающих ее поверхность. Воплощение войны и ужаса, разрушающее сознание.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Отрывок первый

Они шли без остановки по энской дороге почти десять часов. Солнце палило нещадно, выжигая кожу. Раскаленный воздух не давал дышать, а они продолжали идти, не замедляя хода. Они не имели права остановиться и выдохнуть. Неприятель шел по их следам. От усталости, от зноя люди падали. Их не подбирали. Переступали и шли дальше. Солдаты шли молча. Лишь изредка был слышен скрежет штыков. Рассказчик тоже шел в этих рядах вместе со всеми. Его, как и всех остальных, призвали в действующую армию. От жары разум мутился. Перед его глазами всплыла картинка родного дома. Его комната с голубыми обоями. Графин, стоящий на столе. В другой комнате жена и сын, которых невозможно было разглядеть.

Он остановился от этого видения. Настолько явным оно было. Кто-то из солдат толкнул его, вывел из оцепенения. Он пошел дальше. Пройдя несколько шагов, свернул в сторону и присел на камень. Смотря со стороны на этих идущих людей, они показались ему безумными. Они не знают куда идут и зачем. Они ничего не знают. Прошел час, как он сидит на камне, а они все идут и идут.

Отрывок второй

Три дня шел бой. Солдаты не помнили, когда ели и спали в последний раз. Много их полегло на поле боя. Те, что выжили, напоминали собой лунатиков. Они выполняли все по инструкции, следуя плану. На автоматизме. Любой неожиданный вопрос мог заставить их надолго задуматься, пока они подбирали ответ на него. Смерти никто не боялся, потому что не знал, что такое смерть. На четвертую ночь ему снова привиделся дом, обои, графин и сын, который почему-то не спал, хотя на дворе глубокая ночь. Галлюцинации прервала взорвавшаяся рядом граната. Потом пошел сильный дождь, загнав всех в укрытие.

Рядом возник вольноопределяющийся, доложив, что командир просит продержаться пару часов, а потом придет подкрепление. Рассказчик, продолжая думать о сыне, обещает что продержится сколько угодно. Обратив внимание на лицо гонца, он отметил про себя, что оно белое, как у мертвеца. Вдруг произошло что-то невероятное. Белое лицо превратилось в красное месиво. Из раны била фонтаном кровь. Беззубый рот содрогался от красного смеха.

Отрывок третий

Душевнобольных людей вокруг становилось все больше. Их хватало и в нашей армии, и в армии противника. Такими темпами придется открывать еще один психиатрический покой. На данный момент их уже четыре.

Отрывок четвертый

Атака. Солдаты орут как бешеные. Мертвые и полуживые оказались в одной яме. Многие бежали, не понимая куда, попадая в эту западню. Они путались в проволоке, висели на ней. Пуля, попав в цель, прерывала их мучения. Выжившие напоминали пьяных. Они хохотали, ругались, пели, а вокруг все было красным-красно от крови. Небо тоже было красным. Красный смех. Он был везде. Об этом бое рассказал солдат, лежащий в лазарете на соседней койке. Он умирал, но перед смертью мечтал об одном: получить орден. Через три дня он окажется в яме с другими мертвецами.

Отрывок пятый

Во время очередного видения привиделся доктор. Он очень просил сопроводить его к поезду. Одни спят, другие отказываются. Помочь некому. По вагонам струился красный свет. Студент-санитар сообщил, что в поезде больше сумасшедших, чем раненых. Доктор ему не понравился. Он такой же сумасшедший, как все остальные. Вокруг стонала земля. Ее стон становился все ближе, все громче. Трупы были везде. Те, кто выжил, подползали, подходили. Мест в поезде не осталось. Психика студента не выдержала этого зрелища. Пустив пулю в висок, он умирает на месте. Доктор уходит в красную мглу.

Отрывок шестой

Во время очередного боя, рассказчику гранатой оторвало обе ноги. Очнулся он уже в лазарете. В душе он даже обрадовался этому. Ведь теперь его комиссуют и отправят домой. Теперь он будет жить долго, навсегда. После он узнал, что наши войска разбиты. В тот самый бой, два полка одной армии целый час расстреливали друг друга, представляя, что стреляют в неприятеля. Никто не понимал, что произошло и отчего помутился их разум. Доктор почему-то не удивился, услышав про Красный смех. Он был первый, кто понял о чем идет речь.

Отрывок седьмой

Целый вагон с ранеными не доедет до места назначения. Во всем виноват Красный крест. Почему они не предупредили о заложенной мине. Ведь они знали, кто едет. Люди, ехавшие там мечтали о доме. Теперь их мечты так и останутся мечтами, несбыточными.

Отрывок восьмой

Дома хорошо. Кипел самовар. Сейчас все будут пить чай. Жена только была грустной, старалась не поднимать глаз, чтобы не смотреть в лицо. Все те же голубые обои, графин, зеленая лампа. Рассказчик просит жену посидеть с сыном в другой комнате, как было в его видениях на войне. Когда они вернулись, спросил у них, почему они такие мрачные. Неужели не рады его возвращению. Брат повозил его в коляске по дому. Рассказчик с удовольствием рассматривал родные ему вещи. Устав, попросил отвезти его в спальню. Его расстроили эти недовольные люди. Жена долго не могла собраться, чтобы раздеть его. Она вдруг кинулась к отрезанным ногам, заголосила так громко, что все домочадцы сбежались на ее крик.

Отрывок девятый

Рассказчик сидел в ванне, а его брат крутился рядом и делился своими откровениями. Ему казалось, что он сходит с ума. Он очень этого боялся. Ведь он не знал, как это происходит. От незнания становилось еще страшнее. Встречая на улице людей, мирно беседующих, он начинал думать, что они замышляют убийство. Просто ждут подходящего момента, чтобы вцепиться друг другу в глотку. Вся пресса пестрит сообщениями об убийствах.

Брат тараторил, а рассказчик просто наслаждался купанием. Он представлял, как снова начнет заниматься фотографией. Может начнет писать книги. В мирное время он занимался в журнале, делая обзоры иностранной литературы. Вечером он решил попробовать поработать. Он взял в руки перо и начал водить им по бумаге, но вместо букв получались каракули. Рука тряслась. Пальцы не слушались. Они словно существовали отдельно от руки. Тогда он подумал, что может диктовать свои мысли, но и здесь его ждала горькая правда. Он не мог формулировать фразы. Да и вообще стал многое забывать. Путал имена, не различал лица.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Отрывок десятый

С той ночи прошло два месяца. Все это время рассказчик провел в своей комнате. Он сидел в кресле перед столом. Водил сухим пером по бумаге и тут же выкидывал ее. Он перестал есть, спать. Лишь под действием наркотика его удавалось уложить на несколько часов. По его просьбе в комнате зашторили все окна, чтобы дневной свет не мог проникнуть туда. Лишь лампа освещала его кабинет, создавая иллюзию ночи. В прошлую пятницу он умер. За работой, ночью. Его утомленный, измученный мозг привел к неминуемой катастрофе. Ужасы войны свели его с ума. Он не справился с реальной действительностью. Уход из жизни большое счастье для него, избавившее от душевных и физических мук.

Отрывок одиннадцатый

На вокзале из вагона вывели кучку дрожащих от страха пленных. Один из них выделялся из общей массы. Взглянув на него, можно было увидеть в его черных глазах открытую ненависть. Во второй раз, когда пленные заходили в дом, брат покойного снова столкнулся с ним взглядом. На этот раз в его глазах была мука, бездна ужаса и безумия. Конвойный сказал, что этот офицер сумасшедший. Их здесь таких много.

Отрывок двенадцатый

Брат покойного после его смерти начал замечать за собой признаки сумасшествия. То, чего он так боялся, приближалось. Войдя в комнату, где рассказчик провел последние два месяца, ему показалось, что брат жив. Он увидел его сидящим за столом, в своем кресле у окна. Видение прошло, как только зажглась свеча. Он подумал, что может не тушить свечи. Пусть горят по всему дому. У него вошло в привычку каждый день ходить на вокзал. Он снова увидел вагон с сумасшедшими. В городе чувствовалось приближение мировой катастрофы. Кровавый туман заволок землю. Красный смех о котором говорил брат совсем рядом. Ночью он боялся спать. Ему постоянно снились кошмары и ужасы.

Отрывок тринадцатый

Три солдата с автоматами вели шестерых крестьян. Их вели на войну, где они превратятся в кровавое мясо. Им не давали сделать передышку. Стоило кому-то замедлить шаг, ему в спину сразу упирался штык. Брат покойного поинтересовался, куда ведут этих людей. Один из солдат взглянул так, что стало понятно: задай ему еще один вопрос, и его штык уже уткнется в тебя.

Отрывок четырнадцатый

В театре премьера. Народу собралось много. Сцена была залита красным светом. Брат покойного на миг представил, что если он громко произнесет слово пожар, как все переполошатся. Куда денется их спокойствие? Он начал разговаривать сам с собой. Сидящие рядом попросили его помолчать и не мешать слушать. Он стал бояться возвращаться в пустой дом. Кабинет брата теперь закрыт. Туда никто не ходит. Иногда, когда он ложится спать, ему слышится скрип сухого пера по бумаге.

Отрывок пятнадцатый

Снова приснился очередной кошмар. Маленькие, невинные дети играли во дворе в войну, а ночью эти малыши превратились в безжалостных убийц. Это были дети-уроды с головами взрослых. Они прыгали, резвились. По их телам текла кровь. Они убивали друг друга, играя. Один из детей увидел его и попросился к нему домой. Он понял, что если он даст ему войти, то ребенок убьет его. Стон раздался из его груди. Придя в себя, он увидел брата, сидящего у него на кровати. Он был словно живой и разговаривали они, как бывало раньше. Он сказал, что пишет о красном смехе, а они его не поняли. Земля сошла с ума. Она выжжена до тла. На ней ничего живого не осталось. Ее мозг красный и воспаленный. Она смеется красным смехом. Смехом смерти и сумасшествия.

Отрывок шестнадцатый

Сражение идет восьмые сутки. Живые люди на глазах превращаются в трупы. Они все сумасшедшие, ибо нормальный человек не может не спать столько дней. Им уже все равно. Они будут драться до последнего, пока всех не перебьют. Уже не понимая, в кого стреляют, они продолжают это делать. Вокруг стало очень много сумасшедших, их количество растет. В этот раз ему впервые не было страшно ночевать в доме. Даже когда он услышал привычный скрип пера, он не испугался. Брат работает. Его перо на самом деле не сухое. Он обмакивает его в человеческую кровь. Листы бумаги тоже не пустые. Белизна каждого из них гораздо больше расскажет о войне и ее ужасах, чем написанное другими писателями.

Отрывок семнадцатый

В городе все страшнее. Очередное кровопролитие. Распространяющиеся слухи не предвещают ничего хорошего.

Отрывок восемнадцатый

Просматривая утром газету, в очередном списке убитых попалась знакомая фамилия, жениха сестры. Их в одно время призвали на службу вместе с покойным братом. Спустя час почтальон принес письмо, написанное рукой убитого и адресовано оно было брату. Это казалось невозможным. Их уже нет в живых, но они продолжают общаться. Значит кругом обман. Нет войны с ее трупами и убитыми. Во сне ему снова приснился кошмар. Мертвецы сидели на кухне. Они ели, пили. Брат был с ними. Значит все правда. Его больше нет среди живых.

Отрывок последний

Какой-то оратор выступал на площади, призывая прекратить войну, сложить оружие. Договорить ему не дали. Сбросили со столбика. Толпа завыла, закричала, начала бросать камни. Полилась кровь. Край полена задел по лицу, рассек его. Убегая оттуда, брат рассказчика оказался в незнакомом дворе. За спиной все грохотало. Шум раздавался совсем рядом. Оказавшись на своей улице, он не узнал родной дом. Он казался чужим, мертвым. Заперев все двери в нем, он притаился в ожидании смерти.

Небо за окном было багровым, как и все вокруг. Послышался шум. Казалось, что в доме он не один. Рядом с ним ходили какие-то люди. Их дыхание леденило затылок. Тогда он решил зайти в кабинет брата. Он стоял у окна. Пришла их мать, сестра с мужем, жена брата. Когда они посмотрели в окно, то ужаснулись. Небо было огненно-красным. Под ним такого же цвета поле, все усеянное трупами. Мертвецам не хватало места на земле. Вот они уже в доме и нет выхода. Выпрыгнуть в окно нельзя. Там, за стеклом стоял он, Красный смех.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 2 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое