1. Фригато
  2. /
  3. Краткие содержания
  4. /
  5. Я умею прыгать через лужи

Краткое содержание повести «Я умею прыгать через лужи» Алана Маршалла

Настройки

Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона

Повесть, о которой далее пойдёт речь, является одной из частей автобиографической трилогии. Главный герой произведения – мальчик, который боролся с полиомиелитом с раннего детства. В результате болезни, у ребёнка отказали ноги. Чтобы понять, в каких трудных условиях формировался характер мальчика, можно начать чтение с краткого содержания повести Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи». В произведение ведётся повествование от первого лица.

Главные герои:

  • Маршалл Алан – инвалид, переболевший полиомиелитом.
  • Маршалл-старший – отец Алана, профессионал на лошадиных скачках.
  • Робертсон – доктор, который оперировал мальчика.
  • Камайкл Джо – хороший друг Алана.
  • Хоук Фредди – ещё один друг Алана.
Второстепенные персонажи:
  • Мама мальчика, повитуха, сиделка, горожане.


Предисловие

Это книга о детстве и о людях, которые были с мальчиком на протяжении его жизни. В этой повести рассказывается не только о мальчике на костылях, но и становлении человеческого характера, об ушедшей эпохе. Чтобы представить жизнь того времени, Алан Маршалл использовал самые разнообразные писательские хитрости: смену сцен действия, обобщение персонажей, диалоги, факты. Самое ценное, о чём говорил автор в предисловии: «Я убежден, что, человек от природы добр. Если же он оказывается дурным, значит, его сделали таким обстоятельства».

ГЛАВА 1

Перед родами, в ожидании повитухи, мать Алана сказала мужу, что родится сын. Мужчина объявил, что он сделает из него «бегуна и наездника». Когда малыш родился, его принесли показать отцу и сёстрам.

Мальчик пошёл в школу и заболел полиомиелитом, когда в Виктории вспыхнула эпидемия. За здоровье мальчика молились все, кто учился с Аланом и знал его семью.

Отец ребёнка много лет был объездчиком лошадей, двигался легко, очень любил своих детей, жену и лошадей. Работать начал уже с двенадцати лет, проучившись всего несколько месяцев.

ГЛАВА 2

Сразу после болезни, мускулы на ногах мальчика ссохлись, а спина искривилась. «Сухожилия … затвердели, ноги …согнулись в коленях и уже не могли разгибаться». Доктор Кроуфорд, который мало разбирался в детском параличе, ничем не мог помочь. Он предложил выпрямить согнутые ноги силой. «Мать упиралась обеими руками в приподнятые колени и, крепко зажмурив глаза, чтобы удержать слезы, всей тяжестью наваливалась на ноги, пригибая их книзу, пока они, распрямившись, не ложились на стол». Мальчик кричал от ужасной боли.

ГЛАВА 3

Отец повёз мальчика с матерью на двуколке с запряжёнными лошадьми, которых он приучал к упряжи, в больницу. После принятия ванны Алан лежал в чистой постели с твёрдым и жёстким матрасом и сильно тосковал по дому. В отличие ото всех лежащих в палате взрослых пациентов, мальчик не считал свой недуг серьёзным. Все считали Алана храбрым мальчиком, хотя он боялся мышиного шороха и темноты. Ребёнку хотелось объезжать диких лошадей и написать книгу. Перед сном Алан долго молился, обращаясь к Богу с просьбами и мольбами. Мальчик «в ужасе молился о том, чтобы родители не умерли раньше его самого».

Однажды в палату зашёл отец мальчика, и ребёнок, чувствуя запах дома, захотел плакать, но сдержался. Вдруг из-за пазухи показался «мохнатый комочек». Это был щенок любимой собаки мальчика Мэг, которого назвали Аланом.

ГЛАВА 4

Алан уважительно относился к взрослым и считал их сильными и обладающими большим мужеством. Пьяный отец никогда не выглядел так страшно и ужасно, как привезённый полицией в больничную палату человек, которого «била дрожь». Пациенты в палате Алана были самые разные, но к мальчику все относились с пониманием и сожалением. Сёстры перед обходом старшей сестры всегда наводили в палатах больных порядок. Сестра объявила маленькому пациенту, что ему уже назначили операцию.

ГЛАВА 5

Лечащим врачом Алана был доктор Робертсон. В его гардеробе всегда оказывалась только праздничная одежда. Таких костюмов у доктора было четыре. Алан считал, что доктор богатый человек. Во время обхода доктор сказал сестре, какие инструменты понадобятся для операции, осмотрел мальчика, сказал что-то ободряющее и пообещал завтра выпрямить ногу.

Несколько недель к Алану не приезжала мать, а теперь, когда её пустили в палату, мальчик был счастлив. Мать привезла яйца, которые очень ждали все пациенты от тех, кто их навещал, чтобы сделать скудные больничные завтраки питательнее. В этот раз миссис Карузерс передала Алану плоский ящик с металлическими квадратиками, «винтиками, отвёртками, колёсиками и гаечными ключами».

Миссис была одной из главных и богатых женщин в посёлке. Она построила в нём церковь и воскресную школу, часто жертвовала огромные суммы на помощь нуждающимся. У неё имелся большой дом, доставшийся в наследство от мужа и десятки ферм с немалым доходом.

ГЛАВА 6

Утром не было завтрака, сиделка Конрад подкатила тележку к кровати мальчика, подняла его и повезла в операционную. Лёжа на столе, Алан вспоминал, как он мог прыгать через лужи. Когда мальчик проснулся, он всё ещё находился в операционной. Нога была загипсована. Алан снова оказался в своей кровати. Он стал чувствовать боль в бедре и пальце и часто плакал, ему хотелось умереть. Во сне боль тоже не проходила. Ему сделали укол снотворного и дали аспирин. У мальчика началось «местное заражение в бедре, так как гипс врезался в тело».

ГЛАВА 7

Целую неделю мальчик «метался в бреду», за это время пациентов, к которым так привязался мальчик, уже выписали. Алан вспоминал, как он ездил на своей лошадке, как отец учил его прямо держаться в седле.



ГЛАВА 8

Боль ушла. Доктор дал рекомендацию старшей сестре вывозить мальчика на воздух. От душистого ветра у Алана закружилась голова. Ощущения стали новыми, мир казался лучше.

Через некоторое время Алан заметил знакомого мальчика Джорджа, который стоял за решёткой и очень торопился. Джордж перекинул кулёк с леденцами для Алана, но не добросил. Ребёнок, сидящий в прогулочном больничном кресле, не мог дотянуться до леденцов. Он раскачал и опрокинул кресло и упал прямо в траву к одиноко лежащему кульку конфет. Алан добился желаемого и теперь наслаждался одним из леденцов, лёжа на траве.

ГЛАВА 9

Потом сёстры и сиделки долго недоумевали, почему мальчик не позвал их. Через некоторое время доктор принёс костыли и стал обучать Алана использовать их при ходьбе. Постепенно мальчик освоил новый способ передвижения. Научившись этому, Алан приобрёл уверенность и спокойствие. Когда наступил день выписки, забирать мальчика из больницы пришла мать. По дороге самодельная коляска, которую изготовил отец, опрокинулась. Мать попросила помощи у незнакомого мужчины, говоря взволнованным голосом, что мальчик хромой.

ГЛАВА 10

Алан стал осознавать, что он калека. Мальчик падал и смеялся со всеми, он чувствовал себя счастливым. В это же время взрослые называли это состояние Алана мужеством. С мальчиком многие обращались снисходительно и с жалостью, как бы оберегая его. «Ребенок не страдает от того, что он калека».

Старшая сестра Алана Мэри была заступницей для всех животных, она смело вступалась за них. Теперь ей очень хотелось вывозить своего брата в коляске на прогулки. Ещё старше была сестра Джейн, она уже работала и помогала матери. Алан вернулся в родной дом, по-новому осмотрел всё, что было в нём и висело на стенах. Он не только рассказывает про каждую вещь в доме, но и передаёт свои эмоции радости.

ГЛАВА 11

Во второй половине дня отец усадил сына в коляску и повёз по двору. Алан пообщался с попугаем, с опоссумом, с лошадьми. Попутно мальчик уделил много внимания описанию конюшни, которая уже стояла во дворе шестьдесят лет. Специальное помещение, в котором хранились бричка и разные приспособления для наездников и лошадей, тоже попало в описание. «В тени деревьев укрылось небольшое болотце, где водились черные утки и откуда в тихие ночи доносился крик выпи».

Отец по-своему прививал любовь к матери у Алана, рассказывая ему о лошадях: «Посмотри на жеребенка, когда он бежит рядом со своей матерью: он так и льнет к ней, так и прижимается, прямо на бегу».

ГЛАВА 12

Отец напомнил Алану, что в субботу будет пикник. Мальчик расстроился, так как не сможет бегать. Каждый раз ребёнок участвовал в забегах, и ему все давали возможность победить, так как Алан был самым маленьким из всех бегунов. Мальчик с восторгом вспоминает, как они ездили отдыхать с отцом и матерью, как он участвовал в состязании с другими мальчиками. Теперь отец снова взял сына на пикник, на состязание, чтобы мальчик забыл о своих ногах.

ГЛАВА 13

Настало время рассказать о школьных друзьях Алана. Они по очереди помогали Алану доехать на коляске в школу. Настоящим товарищем был Джо Кармайкл, героем школы все считали Фредди Хоука. Рослую крепкую девочку, в которую был влюблён Алан, звали Мэгги Муллигэн. Когда у коляски согнулось колесо, Мэгги взвалила Алана на плечи и понесла домой. Школу вскоре Алан начал ненавидеть. Он любил только рисовать.

ГЛАВА 14

Прошло некоторое время, и Алан передвигался на костылях совершенно спокойно, применяя «различные «стили»». Став калекой, мальчик восхищался футболистами, боксёрами и велогонщиками. Он не скупился на угрозы, стал воинственным, но не мог проявлять насилия, хотя отвечал на удары. Алан очень любил животных и птиц, ему «хотелось, подобно собаке, бегать, опустив нос к земле, чтобы не упустить ни одного благоухания, чтобы не осталось незамеченным ни одно из чудес мира - будь то камешек или растение». В своих мыслях Алан убегал от реальности, в которой ему трудно было передвигаться. У ребёнка-калеки было два мира: мир, в котором он жил, «ковал» его, а «в мире мечтаний» он «сам был кузнецом».

ГЛАВА 15

Фредди Хоук умел многое делать лучше всех, но никогда не хвастался этим. Алан смог достать недостающую картинку от папиросной коробки в коллекции Фредди. И вдруг всю свою полную коллекцию Фредди отдал Алану, сказав, что эти картинки он собирал для него. Фредди всегда защищал своего друга, но однажды Алан должен был сам драться с самым сильным забиякой в школе. Алан сказал матери и отцу о предстоящей драке. Отец давал советы своему сыну, как лучше поступить в этой ситуации, а потом старался объяснить матери, что они должны воспитать мужчину: «Ведь ограждая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце. Уж лучше пусть рискует».

ГЛАВА 16

Предстоящую драку ждала вся школа. Мэгги всегда была в гуще таких событий. Мальчишки решили драться на палках. Сначала преимущество было на стороне соперника Алана, потом Алан стал наносить разящие удары, пока соперник не крикнул: «Хватит!».

ГЛАВА 17

Джо Кармайкл был не только соседом Алана, но и хорошим товарищем. Их объединяла любовь к животному миру. Отца Джо считали самым честным человеком. Семья Кармайкл была очень трудолюбивая. Ставя капканы и блуждая с собаками по лесу, товарищи всегда были с добычей. Продавая шкурки пойманных зайцев, мальчики копили на книгу о птицах. Конечно, алан рассказал об охоте ярко и красочно, как это может делать увлекающийся человек. На этой охоте одна из собак в азарте и бешеном беге напоролась насмерть на торчащий сук кустарника.


ГЛАВА 18

Джо помогал матери гонять гусей и уток на пруд. Алан всегда был рядом. Он умело лазал по деревьям, бросая вызов своим силам. Он боялся высоты, но всегда преодолевал свой страх. Алан часто падал, но Джо никогда не ахал и не охал, не спешил на помощь без надобности. Наступила засуха, скоту нужен был корм и вода. Коровы и лошади бродили сами по себе в поисках травинки и сухой былинки. Фермеры каждый день теряли своих животных. Джо и Алан видели, как нуждаются в воде лошади, они спасли от неминуемой гибели одну из них.

ГЛАВА 19

Однажды Алан, Джо и ещё двое ребят выслеживали лисицу. Нужно было подниматься на гору, что доставляло ребёнку на костылях огромное неудобство. Взбираясь на гору Туралла, трудно было найти широкую тропинку. Поднявшись на самый верх, мальчики сталкивали огромные камни вниз, наблюдая сверху за их «полётом».

Пока мальчики спускались по склону, чтобы достичь дна кратера, Алан остался ждать их наверху. Через некоторое время он решил встать на четвереньки и пополз вниз к ребятам на дно кратера. Передвигаться было тяжело, колени стали кровоточить, но ему удалось догнать своих товарищей.

После небольшой ссоры внизу остались Джо, Алан и Энди. На дне кратера было страшно, так как казалось, что склоны могут обрушиться.

«Когда ползешь по крутому склону вверх, приходится опираться на колени всей тяжестью», а колени Алана уже были воспалены». «При спуске все бремя несли на себе руки».

«Каждый ярд стоил огромных усилий, и мальчик быстро уставал». Джо помогал своему брату, Алан полз наверх. Они с трудом спрятались от летящего на них камня. Наконец, они добрались до вершины и отправились домой.

ГЛАВА 20

Отцу не нравились долгие прогулки сына по лесу, он беспокоился, потому что всегда Алан «возвращался совсем измученный». Для Алана купили коляску для инвалидов. Она была громоздкой и не совсем удобной, но мальчик приноровился и вскоре уже ездил на ней в школу на зависть всем ребятам. Теперь Алан мог самостоятельно добираться до реки и сопровождать Джо на рыбалке.

Автор точно и интересно описывает момент ловли угрей, удачно пойманного и отпущенного утконоса, сожжённые в костре штаны Джо.

ГЛАВА 21

Кто-то рассказал Алану о человеке без ног, плавающем как рыба. Мальчик изучил один способ плавания «гребок на грудь» по картинкам. Ему очень хотелось научиться плавать, поэтому тайком уезжал на коляске к озеру, которое считалось опасным местом.

Алан мог держаться на воде, колотя руками, но он хотел большего. На второй год у мальчика стало получаться настоящее плавание. Однажды жарким летним вечером Алан заплыл на глубину. Берег был уже далеко, стало страшно, но мальчик сумел его преодолеть и поплыл медленно обратно. Он научился плавать.

ГЛАВА 22

Часто к дому, в котором с родителями и сёстрами жил Алан, приходили «сезонники», бродяги и путешественники. Их кормили хлебом, мясом и чаем. Им даже предоставляли ночлег. Такие люди часто рассказывали всякие небылицы и интересные истории, а Алан очень любил их слушать. Рассказчики никогда не жалели мальчика, «они внушали чувство уверенности», для них костыли не были бедой. Алан из разговоров с ними понял, что он очень счастливый мальчик: у него есть семья и крыша над головой.

ГЛАВА 23

Иногда над Аланом подшучивали взрослые люди, но они не желали причинить ему боль. Некоторые, такие, как возчик брёвен Питер Маклеод, вступали с мальчиком в разговор на равных. Питер брал брёвна из леса, «не знавшего топора». Возчик обещал взять Алана с собой в лес к лесорубам. Отец не стал возражать, желая, чтобы сын сам оценил, стоит ли пить водку и сквернословить, насмотревшись, как это делают лесорубы. Мать собрала сына в дорогу, в которую он отправился ещё до рассвета.

Добравшись до дома Питера, Алан ловко забрался на дроги, которые только что запряг хозяин лошадей. Старик не мог поверить, что паренька отпустил отец.

ГЛАВА 24

Дроги заехали в лес. Алану хотелось послушать Питера про его истории с драками. Питера боялись все, потому что в драках ему не было равных. Возчик, обращаясь к Алану, сказал, что всегда нужно уметь держать удар.

ГЛАВА 25

Ночевать пришлось в заброшенной хижине лесоруба. Пока Питер управлялся, Алан развёл огонь и вскипятил чайник. Теперь путешественники уплетали мясо с хлебом. После еды Питер стал расспрашивать своего помощника про больную ногу и сказал, что обязательно свёз бы его к знаменитому китайцу, лечащему травами. Устроившись на ночлег, Питер и Алан уснули.

ГЛАВА 26

Лес с продвижением путников был неприступным и величественным. Вскоре показался лагерь лесорубов. Алан увидел поваленные деревья, костёр и четверых мужчин. Питер знал каждого лесоруба. Когда Алан слез с дрог и присоединился ко всем мужчинам, он впервые испытал непохожесть на всех. Но Питер восторженно отозвался о храбрости мальчишки, чем вызвал уважение к нему и поднял Алана до их уровня. Возчик Артур уже нагрузил брёвнами свои огромные дроги, запряжённые шестнадцатью волами. Алан наблюдал за тем, как огромная повозка уезжала из леса.

ГЛАВА 27

Ещё один лесоруб Тед Уилсон поехал с Питером и Аланом на дрогах с брёвнами, а вечером перед отъездом решили устроить гулянку с пивом и гармошкой. Питер похвастался перед товарищами, как ловко Алан заберётся на самый верх гружёной повозки. Остановку сделали в доме Теда.

ГЛАВА 28

После сытного ужина в доме Теда стали собираться другие лесорубы, чтобы поболтать, выпить пива и попеть под гармошку. Пели жалостливые песни, но Алан никогда не сравнивал себя с теми калеками, о которых пелось в песнях. Пели долго, каждый пытался вспомнить куплет любимой песни.

ГЛАВА 29

Когда приехали домой, отец долго расспрашивал сына о его поездке в лес с Питером. Он очень обрадовался, что Алану разрешили править лошадьми. Отец прямо сказал своему любимому мальчику, что он не сможет ездить верхом никогда. «С твоими ногами ты можешь добраться куда нужно, но для верховой езды они не годятся». Управлять повозкой – это тоже стоит большого умения. Тогда Алан «твердо решил научиться ездить верхом». У одного школьного товарища была лошадка пони по кличке Звёздочка. Приятель посадил Алана на спину маленькой лошадки и отправил к водопою. От напряжения у Алана стали болеть пальцы. Напоив Звёздочку, мальчик доехал до школы.

ГЛАВА 30

Теперь Алан каждый день ездил к водоёму на Звёздочке. Прошло несколько недель, паренёк «освоился в седле». Он мог передвигаться трусцой, медленной рысцой и шагом. Алан начал осваивать езду галопом. Были трудности, были травмы, кровь и боль, но Алан обладал выносливостью и терпеливо относился к своим несчастьям.

ГЛАВА 31

С тех пор, когда Алан сильно изранил ногу о колючую проволоку, он стал осторожнее и осмотрительнее выбирать дорогу, по которой гнал Звёздочку. Вскоре мальчик уже «сидел свободно и спокойно, приподнимаясь и опускаясь вместе с движением пони», что придавало ему безопасности и уверенности. Он даже научился самостоятельно соскальзывать с седла. Алану захотелось приехать домой на Звёздочке, чтобы показать отцу, что его сыну подвластна езда верхом на лошади. Алану удалось приучить пони к своему необычному способу оседлать его. Теперь Звёздочка слушалась любого движения руки Алана.

ГЛАВА 32

Алан поехал домой на пони. Отец не поверил своим глазам. Пришлось рассказать, как Алан учился ездить верхом, что у него ничего не болит. Отец посоветовал справедливо обращаться с лошадью, не выматывать её, он похвалил сына и назвал его хорошим наездником. Алан в свою очередь пообещал быть осторожным.

ГЛАВА 33

Настало время для появления автомобилей. Лошади боялись фыркающих и ревущих машин. Отец купил мазь для натирания больной ноги сына. Торговец мази гарантировал, что Алан начнёт ходить. Результата, предсказанного торговцем, не наступило после лечения мазью в течение нескольких месяцев. Отец начал обучать Алана, как можно безболезненно падать с лошади.

Настало время задуматься над тем, как в будущем Алан будет зарабатывать деньги. Чтобы писать книги и стать писателем, нужно было учиться дальше. Отец благословил своего сына на написание книг. Алан поступил в Мельбурн в Коммерческий колледж с назначенной стипендией. Он должен будет выучиться на бухгалтера. В семье все были рады такому событию. Отец был настроен перевезти в Мельбурн всю семью, чтобы быть рядом с сыном.

Когда Алан прощался с Джо, тот впервые сказал, что его другу будут в городской толчее мешать костыли. Алан даже не хотел о них вспоминать.


В ОЖИДАНИИ РОВЕСНИКА (О КНИГЕ)

Алан Маршалл стал писателем. Его книга автобиографична, автор в ней не скрывает правду.

СИЛА ДУХА (ОБ АВТОРЕ)

Алан Маршалл – австралиец, тонко чувствующий природу, понимающий людей, умеющий писать замечательные книги. Испытав много несчастий в своей жизни, он научился держать удары судьбы.


    В среднем, пользователи прочитывают текст за 3 мин.


    Добавить в избранное


    Похожие материалы:
    Присоединяйтесь к обсуждению
    0 комментариев
    Новое